В ответе за будущее

Организаторы ежегодной премии Brit Insurance Designs of the Year без преувеличения считают ее столь же авторитетной в мире дизайна, как премия «Оскар» в кинематографе. И для этого есть все основания. Учрежденная Британским Музеем дизайна в 2003 году, Designs of the Year за столь короткий срок сумела выйти за локальные рамки и на сегодняшний день, подтверждая высокий статус Великобритании – дизайнерской столицы мира, стала одной из самых известных и престижных премий в этой области. Имена соискателей этого года говорят сами за себя: Заха Хадид, братья Буруллеки, Яей Кусама, Константин Грчич.

Каждый год Музей дизайна выбирает лучшие креативные и инновационные разработки в области дизайна и определяет победителей в семи категориях: архитектура, цифровой, промышленный и графический дизайн, мода, мебель и транспорт. На этот раз в финал конкурса авторитетным жюри, известными экспертами в области дизайна под председательством Илзе Кроуфорд, были отобраны девяносто девять дизайнерских проектов, созданные за последние двенадцать месяцев, многие из которых уже хорошо известны по мебельным салонам в Милане и Кельне. Диапазон отобранных работ довольно широк, начиная от малобюджетных и социальных проектов до сложной архитектуры и дорогостоящих коллекций от Prada, Christian Dior или коллаборации Яей Кусамы и Louis Vuitton. Приятно было осознавать, что наряду с серьезными проектами Захи Хадид (проект Liquid Glacial Table ) и братьев Бурулеков (полки Corniche для Vitra и мебель A-Collection для Hay) конкурировал абсолютно не коммерческий проект Marni. Эксклюзивная коллекция стульев, под общим названием 100 Chairs collection, была выполнена вручную бывшими колумбийскими заключенными из переработанных материалов в характерных для бренда классических сочетаниях цветов.

В этом году экспозицию выставки сознательно не стали разбивать по категориям. Куратор конкурса Пит Коллар объяснил это тем, чтобы у посетителей была возможность оценить всю масштабность проекта, увидеть, что предметный дизайн сегодня затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, и что определяет факторы, влияющие на успех и востребованность продукта.

Спешите делать добро

Несмотря на всю масштабность проекта, все экспонаты выставки легко разместились на сравнительно не большой площади одного из этажей музея, что ничуть не умаляло ее значения. По словам организаторов Designs of the Year, задумывая проект, менее всего они старались произвести впечатление на окружающих. Перед ними стояла задача иного рода: стимулировать в обществе дискуссии о дизайне, в первую очередь, касающиеся таких вопросов, как определение приоритетов в пользу эстетики и практичности. Наглядным примером этому служит дизайн стула Medici от Konstantin Grcic для Mattiazzi, победивший в категории «Мебель». «Мне нравится то, как плотник взаимодействует с деревом, – говорит Константин Грчич. – Его работа видна и понятна. Структура превращается в форму».

В целом тема выставки вполне соотносилась со слоганом британского вебресура правительственных организаций gov.ua – победителя в номинации «Цифровой дизайн», который звучит так: «Проще, яснее, быстрее». Ведь ни для кого не секрет, что европейское дизайн-сообщество всегда отдавало предпочтение не декоративности, в отличие от нас, а естественности и простоте своих разработок, где основное предназначение продукта, – не дизайн ради дизайна, а, в первую очередь, его удобство и функциональность, направленные на повышение качества повседневной жизни, в том числе, людей с ограниченными возможностями. В связи с этим особо хочется отметить несколько проектов, ставшими победителями в своих номинациях. Это проект дизайнерского бюро Vitamins – первое в мире складное колесо для инвалидных колясок Morph Folding Wheel (номинация «Транспорт») и специальная аптечка Саймона Бэрри (номинация «Промышленный дизайн»), который предложил доставлять медикаменты оригинальным способом – в ящиках с Coca-Cola.

Как ни горько осознавать, но в отдаленных селениях развивающихся стран, где люди испытывают острую нехватку в еде, питьевой воде, не говоря уже о лекарствах, Coca-Cola регулярно доставляется огромными партиями и продается почти на каждом углу. Также на выставке был представлен каркас Magic Arms для людей с проблемами в скелетно-мышечной системе, созданный при помощи технологии объемной печати на 3D-принтере. Кстати, сам чудо-принтер и его изделия можно было воочию увидеть здесь же. Дизайнеры студии Unfold с юмором подошли к своему проекту и представили сложнейшее устройство под управлением компьютера в виде уличной тележки с едой под названием Kiosk 2.0, только вместо хот-догов принимаются заказы на печать (построение) физических трехмерных объектов на основе цифровой компьютерной модели. Речь идет о создании реальных вещей с физическими характеристиками! Материалами могут быть различные виды пластика, силикон, фотополимер, гипс, металл.

Научный подход

Казалось бы, после увиденного чем еще могут удивить современные дизайнеры? Оказалось, еще как могут, если использовать научный подход.

Так, датский дизайнер Йолан ван дер Вил, используя взаимодействие магнитных полей и силы тяжести «выращивает» табуреты из пластичной массы с добавлением металлической крошки и красителей. Йолан сам изобрел рецепт смеси, сконструировал и изготовил станок. Дальше дело за малым – бесформенная масса тянется под воздействием магнитного поля. В ходе завораживающего процесса получаются довольно функциональные, а главное единичные в своем роде предметы мебели.

На создание объектов из серии Engineering Temporality дизайнера Туомаса Маркунпойки Толванена навели научные труды немецкого экзистенциалиста Мартина Хайдеггера и развитие болезни Альцгеймера у родной бабушки. Движимый желанием исследовать тонкую связь между памятью и физическим присутствием, Толванен «одевал» деревянную мебель в кольчугу из стальных колец, а затем сжигал. В итоге оставался с виду хрупкий, но на самом деле довольно прочный стальной каркас, по форме напоминающий сожженный оригинал. Так, по мнению дизайнера, в нашем сознании образуется память об объекте, символ того, что когда-то существовало.

Для ряда проектов отправной точкой их создания послужили проблемы экологии и бережное отношение к природным ресурсам. Дизайнер Кирен Джонс из британской студии Swine предложил систему для сбора пластикового мусора в океане для последующего изготовления из него мебели. Так появился проект Sea Cheir. При этом каждый созданный табурет имеет метку с географическими координатами того места, где собирался пластик для его изготовления.

А голландский дизайнерский дуэт Джеймса Шоу и Марьян Ван Аубел обеспокоенные не рациональным расходом древесины при производстве мебели, на основе древесных отходов и ряда компонентов разработали совершенно новый материал для производства мебели. С образцами — стульями Well Proven, также можно было ознакомиться в ходе выставки.

К сожалению, не возможно описать все работы, представленные на выставке. Многое, как говорится, осталось за кадром. Может показаться, что в статье слишком много внимания уделено социальному аспекту. Отчасти это так, но не следует сбрасывать со счетов тот факт, что именно эти проекты составили серьезную конкуренцию дизайнерским работам, более того — стали победителями практически во всех категориях. И это только начало. Подобные проекты призваны поднять социальную ответственность в обществе. Именно такими принципами в работе и руководствуются европейские дизайнеры. Определенно, этому стоит поучиться!

Автор: Алла Цой специально для журнала Domus Design

×